При обучении чтению важным элементом работы является артикуляционная гимнастика, с помощью которой ребенок учится регулировать громкость речи, чётко и правильно произносить звуки, сохранять плавность речи, соблюдать паузы.

Особенно важна артикуляционная гимнастика для детей с логопедическими проблемами и для детей-инофонов.

Общие рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики следующие:

  • Артикуляционная гимнастика проводится регулярно. В период обучения грамоте целесообразно выполнять 2-3 артикуляционных упражнения перед началом чтения.
  • Каждое из упражнений повторяется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы) выполняются по 10-15 секунд.
  • Артикуляционные упражнения следует осваивать постепенно, от простых к сложным.
  • В каждом комплексе из 2-3 упражнений новым для ребенка должно быть только одно, остальные упражнения должны быть уже знакомы. Если какое-то упражнение не получается сразу выполнить правильно, не надо требовать от ребенка его многократного повторения в пределах одной разминки. Включайте это упражнение в ежедневный комплекс, постепенно ребенок научится выполнять его правильно.
  • Желательно использовать игровые приёмы, чтобы упражнения выполнялись с позитивным эмоциональным настроем.
  • Оптимальная поза для выполнения артикуляционной гимнастики - сидя, тело, руки и ноги не должны быть напряжены. Можно проводить гимнастику перед зеркалом.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Упражнение «Свеча - 1». Встать, принять и. п. (спина прямая, руки опущены вниз вдоль туловища), сделать глубокий вдох носом задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Свеча - 2». Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха.

Упражнение «Свеча - 3». Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями: 1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло; 2 – длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

Упражнение «Именинный пирог». Сделать глубокий вдох носом и постарайться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха ребёнок не добирал  воздух.

Упражнение «Ароматный цветок». Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержитн дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Упражнение «Зимний ненастный вечер». Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.

Упражнение «Спущенная шина». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом.  На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда. 

Упражнение «Пятёрочка». При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта. 

Упражнение «Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через  рот и не дышать в течение 5-7 секунд секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос. 

Упражнение «Злая собака». Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем   ослабить звук: р-р-р… .

Упражнение «Ветер». Сделать глубокий вдох носом.  На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в… .

Упражнение «Пилим дрова». И. п. «сидя».  Дети поворачиваются лицом друг  к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется на выдохе, движение руки на себя – на вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом. 

Упражнение «Самовар». Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых»… 

Упражнение «Коровка». Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у. 

Упражнение «Писк комара». И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким  бесшумным вдохом  через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». На выдохе  со звуком «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара. 

Упражнение «33 Егорки». Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: раз - Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее пока хватит набранного воздуха. Следите за тем, чтобы дети не добирали воздух.

Упражнение «Рубка дров». И. п. «стоя». Пальцы рук сцеплены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперёд и опускаем руки, имитируя рубку дров.

Упражнение «Озябшие ручки». И. п. «сидя». Пальцы одной руки сжать к кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок  и поднести к губам. Сделать глубокий вдох  и дуть на «озябшие»  ручки, выдыхая воздух медленно и до конца.

Упражнение «Тишина». И. п. «сидя». Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч –ч – ч…].

Упражнение «Раздуть угасающий костёр». И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щёки.

Упражнение «Пузырь». И. п. «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приёмов, одновременно поднимая руки так же в несколько приёмов, до положения «руки в стороны». После слов учителя «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один приём со звуком [ш]..

Упражнение «Жужжание пчелы». И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким  бесшумным вдохом  через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «ж – ж – ж - ж». На выдохе  со звуком «ж – ж – ж » медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

Упражнение «Пожмём плечами». И. п. «сидя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.

Упражнение «Группировка». И. п. «сидя». Голова и плечи опущены вниз. Плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову. Плечи поднимаем и максимально разворачиваем. На выдохе группируемся в и. п.

Упражнение «Слоники». Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении втянуть воздух. При выдохе пропустить воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.

Упражнение «Тихий смех». И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох носом. При выдохе беззвучно засмеяться. Положение губ соответствует произнесению звука [э]. Необходимо, чтобы дети смеялись без звука и напряжения, то есть не морщили лоб, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.

Упражнение «Сердитая кошка». И. п. «сидя». Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах произнесите фырканье в несколько приёмов.

Упражнение «Чей мяч улетит дальше?». Положить на стол вату. Улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щеки на надувать

«Вдох носом, выдох через рот». Вдох - задержка дыхания на 5-7 секунд - выдох.