Скачать и распечатать этот материал в формате *.doc.
Задания 1-3 входят в часть 1 ВПР по русскому языку (диктант и 2 грамматических задания).
Часть 2 ВПР по русскому языку включает задания 4-13.
ВАЖНО! Все ответы на вопросы старайся записывать аккуратно и грамотно. Возможно, некоторые задания лучше сначала выполнить на черновике. В случае, если по содержанию задание выполнено верно, но допущено более 2 грамматических ошибок, балл может быть снижен до 0.
Задание 4.
В этом задании необходимо поставить ударение в 5 словах. Чтобы подготовиться к этой работе, необходимо поработать с орфоэпическим словариком (орфоэпия - наука о произношении слов).
В конце учебника по русскому языку обычно есть небольшой орфоэпический словарик. Воспользуйся им.
Если у тебя нет учебника или в учебнике нет такого словарика, воспользуйся этим словариком [ссылка временно неактивна]
Читай слова вслух. Обрати внимание на те слова, которые ты привык произносить не с таким ударением, как в словарике. Выпиши их, поставь ударение. Постарайся запомнить, как правильно ставить ударение в этих словах.
Упражнение. Поставь ударение словах:
позвонила, позвала, понял, туфля, каталог.
Проверь себя по словарю.
Задание 5.
Чтобы справиться с этим заданием, тебе необходимо уметь определять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные. Обрати внимание, в задании нужно определить ЗВУКИ, а не БУКВЫ!
Упражнение. Определи, в каком из этих слов все согласные звуки - звонкие:
Арбуз, ворота, берёза, заяц, тетрадь.
- Верно ли, что в слове АРБУЗ все согласные звуки - звонкие? Объясни, почему.
Задания 6-15 выполняются с использованием небольшого текста.
В качестве тренировки поработаем с текстом упр. 200 учебника "Русский язык" В. Канакиной.
(1)У бабушки Лиды жила собака Малька.
(2) Это была злющая собачонка. (3) Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра.
(4) Бывало, к старушке придут гости. (5) Собачонка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6) Откуда столько злости у собачонки Мальки?
Задание 6.
В задании 6 требуется сформулировать главную мысль или тему текста.
Чтобы выполнить задание, ответь на вопросы:
1. О чём рассказал нам автор? (Это - тема текста).
2. Для чего автор нам рассказал об этом, что хотел донести до нас? (Это - главная мысль).
Подсказка: При оценивании этого задания учитывается не только содержание ответа, но и грамотность оформления. Не забудь, что ответ на вопрос - это предложение. Оно должно быть записано с заглавной буквы, а в конце должна быть поставлена точка. Постарайся сформулировать мысль кратко, чётко, грамотно. Внимательно перечитай текст. Часто главная мысль содержится в первом или последнем предложении текста. Чтобы быть уверенным, что в задании нет грамматических ошибок, удобно использовать в ответе слова, которые есть в тексте.
Например: Автор удивляется, откуда у маленькой собачки Мальки столько злости.
Задание 7.
В этом задании необходимо составить план текста, который предложен для чтения.
Подсказка: Вероятнее всего, в тексте будет 3 абзаца, т.е. 3 части. Если абзацев больше, то обычно первый абзац - это вступительная часть, последний абзац - заключительная часть, между вступлением и заключением - основная часть.
ВАЖНО! Озаглавить пункты плана словами "Введение", "Основная часть", "Заключение" нельзя. Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста. Помни, что название каждого пункта плана - это предложение, и оформить его надо правильно, с заглавной буквы в начале и с точкой в конце (или другим подходящим для конца предложения знаком). За грамматические ошибки баллы могут быть снижены до 0. Поэтому старайся сделать названия пунктов грамотно. Удобно использовать слова из текста, чтобы быть уверенным в правильной записи.
Примерный план для нашего текста:
1. Питомец бабушки Лиды.
2. Характер и внешний вид Мальки.
3. Как Малька встречает гостей.
Задание 8.
Составь вопрос по тексту, чтобы понять, понял ли твой одноклассник содержание рассказа.
Подсказка: Это может быть любой вопрос, на который можно ответить предложением из текста. Можно взять любое предложение из текста и придумать вопрос по нему. Вопрос может быть совсем простым.
ВАЖНО! Не забудь правильно оформить вопрос (с большой буквы в начале и с вопросительным знаком в конце). Постарайся сформулировать вопрос так, чтобы быть уверенным в постановке других знаков препинания.
Примерные вопросы:
- У кого жила собака Малька?
- Какой характер был у собаки Мальки?
- Как собака Малька встречала гостей?
- Какой вопрос задаёт автор в конце рассказа?
Задание 9.
В задании 9 надо объяснить значение слова. Объяснение должно быть по возможности коротки и четким. Не забудь, что ответ надо грамотно записать и правильно оформить в виде законченного предложения. Очень хорошо, если ты запомнишь, что после слова, значение которого объясняешь, надо ставить тире.
Подсказка: если тебе трудно самому объяснить значение слова, посмотри, как это делают авторы школьного толкового словаря. Обычно небольшой толковый словарик есть в конце учебника по по русскому языку. Если у тебя нет учебника или в учебнике нет словарика, можно посмотреть толковый словарик здесь [ссылка временно неактивна].
Например:
Столица - главный город страны.
Чайник - ёмкость для заваривания чая.
Терем - большой богатый деревянный дом в Древней Руси.
Задание 10.
Тебе предложат подобрать синоним (близкое по значению слово к заданному) или антоним (слово, противоположное по смыслу данному).
Подсказка: если тебе трудно самому подобрать синонимы, посмотри на примеры, предложенные в словарике синонимов и антонимов. Обычно небольшой словарик синонимов и антонимов есть в конце учебника по по русскому языку. Если у тебя нет учебника или в учебнике нет словарика, можно посмотреть словарик синонимов и антонимов здесь [ссылка временно неактивна].
Задание 11.
Необходимо выписать слово, соответствующее по строению схеме.
ВАЖНО:
- нужно искать подходящее слово не во всем тексте, а в одном предложении, номер которого будет указан в задании. Все предложения в тексте пронумерованы, поэтому найти предложение, с которым надо работать в этом задании, несложно;
- слово надо выписать в той форме, в какой оно написано в предложении (т.е. с тем же окончанием);
- выписанное слово надо разобрать по составу. Если выписано верное слово, но оно не разобрано по составу или разобрано по составу неверно, количество баллов может быть снижено.
Задания 12, 13, 14, 15.
Во всех этих заданиях требуется выписать слова, которые являются определенной частью речи, и указать их морфологические признаки (т.е. признаки слов как частей речи):
- задание 12 - существительные;
- задание 13 - прилагательные с существительными, к которым они относятся (то есть надо выписать не отдельные слова, а словосочетания сущ.+прил.);
- задание 14 - местоимения;
- задание 15 - глаголы.
Подсказка: в каждом задании морфологические признаки надо определять ТОЛЬКО У ОДНОГО из слов, а не у всех. Выбери слово, признаки которого тебе легче определить. Чтобы верно определить признаки прилагательного, определи признаки существительного, к которому оно относится. Признаки прилагательного такие же, как существительного к которому оно относится.
Запомнить, какие морфологические признаки у каких частей речи, легче с помощью схемы:
Вероятнее всего, спряжение у глагола ты пока определить не сможешь. К концу года ты изучишь этот материал и сможешь выполнить это задание полностью.
У местоимений бывают и другие характеристики, но для выполнения этого задания запомни те, которые указаны в таблице.
Задание 16.
Творческое задание. Надо составить краткую вежливую записку другу/родителям. Это может быть приглашение, отказ, благодарность за помощь.
ВАЖНО! Надо не только составить хороший по содержанию текст, но и грамотно, правильно его записать. За большое количество грамматических ошибок и неверную постановку знаков препинания количество баллов может быть снижено до 0.
Чтобы успешно справиться с этим заданием повтори или выучи правописание слов:
Извините, пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю, к сожалению, не могу прийти, хотелось бы.