В соответствии с требованиями ФГОС НО и Рабочей программой по русскому языку, к окончанию 4 класса к уровню и содержанию знаний учащихся по предмету "Русский язык" предъявляются следующие требования.

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, полученные в начальной школе;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественно литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стиля и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

1) аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль текста, структурные части исходного текста;

2) фонетика и графика:

  • выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги;

  • не смешивать буквы и звуки;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • выполнять звуко-буквенный разбор слов;

3) орфоэпия:

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

4) лексика:

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов;

5) словообразование:

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словообразовательным словарем;

6) морфология:

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово как часть речи;

7) синтаксис:

выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;

8) орфография:

  • находить в словах изученных орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученные в 4 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

9) пунктуация:

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

10) связная речь:

  • определять тему и основную мысль текста, тип текста;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжать излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера, сочинения по картине;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

  • получения знаний по другим учебным предметам.

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • соблюдать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения учебной задачи;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

  • учиться основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать, делать выводы;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения;

  • формулировать и аргументировать собственное мнение, позицию;

  • договариваться, приходит к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные УУД:

  • формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;

  • формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;

  • развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • воспитание этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

  • установки на здоровый образ жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.