В соответствии с требованиями ФГОС НО и Рабочей программой по русскому языку, к окончанию 4 класса к уровню и содержанию знаний учащихся по предмету "Русский язык" предъявляются следующие требования.
Учащиеся должны знать:
-
основные сведения о языке, полученные в начальной школе;
-
роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественно литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стиля и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
1) аудирование:
-
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-
выделять основную мысль текста, структурные части исходного текста;
2) фонетика и графика:
-
выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;
-
различать ударные и безударные слоги;
-
не смешивать буквы и звуки;
-
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
-
выполнять звуко-буквенный разбор слов;
3) орфоэпия:
-
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
-
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
-
работать с орфоэпическим словарем;
4) лексика:
-
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
-
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
-
опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;
-
пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов;
5) словообразование:
-
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
-
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
-
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
-
разбирать слова по составу;
-
пользоваться словообразовательным словарем;
6) морфология:
-
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
-
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
-
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
-
разбирать слово как часть речи;
7) синтаксис:
выделять словосочетания в предложении;
-
определять главное и зависимое слово;
-
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
-
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-
разбирать простое предложение синтаксически;
8) орфография:
-
находить в словах изученных орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
-
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученные в 4 классе;
-
пользоваться орфографическим словарем;
9) пунктуация:
-
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
-
обосновывать выбор знаков препинания;
-
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
10) связная речь:
-
определять тему и основную мысль текста, тип текста;
-
составлять простой план текста;
-
подробно и сжать излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
-
писать сочинения повествовательного характера, сочинения по картине;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
-
получения знаний по другим учебным предметам.
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
соблюдать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;
-
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
-
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения учебной задачи;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
-
учиться основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
-
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
обобщать, делать выводы;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-
допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
-
формулировать и аргументировать собственное мнение, позицию;
-
договариваться, приходит к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнера;
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные УУД:
-
формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
-
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
-
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
-
ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
-
развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;
-
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
-
формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
воспитание этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
-
установки на здоровый образ жизни;
-
формирование основ экологической культуры;
-
воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.